2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА МОРОЖЕНОГО
2.2.1 Технологический процесс производства закаленного мороженого
Несмотря на значительное разнообразие в ассортименте, производство мороженого с некоторыми изменениями осуществляется по общей технологической схеме и состоит из следующих операций: приемка сырья, подготовка сырья, составление смеси, пастеризация смеси, гомогенизация смеси, охлаждение и созревание смеси, фризерование смеси, фасование и закаливание мороженого, упаковывание и хранение мороженого.
Схема технологической линии производства мороженого приведена на рис 1.
Рисунок 1 Схема технологической линии производства мороженого
1 - ванна для приготовления смеси; 2 - насос; 3 - фильтр; 4 - уравнительный бак; 5 - пластинчатая пастеризационно-охладительная установка; 6 - гомогенизатор; 7 - емкость для смеси; 8 - фризер; 9 - автомат для фасования мороженого в вафельные стаканчики; 10 - морозильный аппарат; 11 - автомат для завертки мороженого
Приемка сырья. Все сырье, необходимое для выработки мороженого, хранится в камерах, в которых поддерживаются соответствующие для каждой группы продуктов температура и влажность воздуха. Молоко цельное, обезжиренное, сливки, пахта и сыворотка до переработки находятся в охлажденном виде в емкостях для хранения молока.
Необходимое количество сырья для составления смеси определяют по соответствующим рецептурам. Однако в ряде случаев, когда нет полного набора сырья или сырье имеет иной состав, чем в рецептурах, необходимо провести перерасчеты на имеющееся сырье.
Все рассчитанные компоненты смеси взвешивают и отмеривают в необходимых количествах, для чего крупные фабрики мороженого оснащены электронными тензометрическими взвешивающими системами или механическими машинами для взвешивания.
Подготовка сырья. Перед составлением смеси все ее компоненты должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого жидкое сырье (молоко цельное, обезжиренное, сливки и др.) фильтруют для того, чтобы очистить его от возможных механических примесей. Все сыпучие виды сырья (сахар, какао-порошок, мука и др.) просеивают через сито с ячейками не более 2 миллиметров. Сухие молочные продукты в случае необходимости дробят, растирают и просеивают через такое же сито.
Сухое молоко для лучшего растворения тщательно перемешивают с сахарным песком из расчета 2:1 и растворяют в небольшом количестве теплого молока до получения однородной массы. Молоко сгущенное цельное и обезжиренное очищают от частиц древесины, попавших при вскрытии тары. Сгущенные молочные продукты можно вносить в смесь без предварительного их растворения.
Поверхность сливочного масла освобождают от пергамента, зачищают, разрезают при помощи маслорезок на небольшие куски и расплавляют их на змеевиковых плавителях.
При использовании куриных яиц вначале проверяют их свежесть, затем яйца моют в проточной воде, дезинфицируют 2% раствором хлорной извести и ополаскивают чистой водой. Освобожденные от скорлупы яйца, не более двух штук, помещают в небольшую посуду. Только после повторной проверки свежести их переливают в емкость, в которой полученную яичную массу, лучше с добавлением сахарного песка, перемешивают мутовкой до получения однородной консистенции.
Подготовку плодов, ягод, овощей и бахчевых культур начинают с их сортировки, отделяя при этом недоброкачественное сырье. Затем у плодов удаляют плодоножки, у ягод - чашелистики, у овощей и бахчевых - остатки стеблей и др. Сырье тщательно моют. Плоды с толстой кожицей бланшируют, из плодов удаляют имеющиеся косточки, овощи и бахчевые очищают, освобождают от семян и разрезают на кусочки. После этого плоды, ягоды, нарезанные кусочками овощи, протирают или дробят до получения однородной нежной массы в виде пюре с соком.
Соответствующим образом подготавливают и стабилизаторы. Желатин выдерживают для набухания в холодной воде не менее 30 мин. Количество воды определяют из расчета получения 10%-ного раствора желатина. После набухания желатин нагревают до 55-65°С для полного его растворения и перед внесением в смесь фильтруют через два слоя марли. Агар и агороид приготавливают в виде 10%-ных растворов. Вначале их промывают холодной водой, затем нагревают для полного растворения до температуры 90-95 С С, фильтруют и вносят в смесь. Альгинат натрия можно вносить в смесь в сухом виде или в виде 5%-ного водного раствора, нагрев его до 70°С. Казеинат натрия и модифицированный желирующий крахмал вносят в смесь при температуре 35-40°С в сухом виде. Для лучшего распределения их предварительно смешивают с одним из сухих компонентов.
Из метилцеллюлозы готовят 1%-ный прозрачный раствор, который имеет киселеобразную консистенцию. Для этого ее заливают горячей водой или молоком, нагревают и выдерживают в течение 5 мин при температуре 95°С. Затем раствор охлаждают до температуры 6°С и фильтруют. Приготовление раствора идет при непрерывном перемешивании. Пектин яблочный и свекловичный заливают холодной водой в соотношении 1:20 и при постоянном помешивании нагревают до полного его растворения. Картофельный или кукурузный крахмал и муку используют в виде клейстера. Для этого сначала их смешивают с небольшим количеством холодной воды, затем при постоянном перемешивании заваривают кипятком. Для приготовления раствора стабилизаторов воду или молоко используют из общего количества, предусмотренного рецептурой. Вкусовые и ароматические наполнители (ванилин, какао-порошок, кофе, цукаты и др.) подготавливают тоже.
Составление смеси. Процесс происходит в ваннах, имеющих тепловую рубашку и мешалку. Как правило, для этого используются сыродельные ванны. Для более полного и быстрого растворения и равномерного распределения компонентов смесь составляют в определенной последовательности. Первыми в смесительную ванну вносят жидкие продукты (воду, молоко, сливки и др.), подогревая их до температуры 35-45°С. При постоянном перемешивании в ванну вносят сначала сгущенные продукты и расплавленное сливочное масло, а затем сухие и яичные продукты. В последнюю очередь, перед пастеризацией, вносят стабилизаторы. При употреблении метилцеллюлозы ее добавляют в уже готовую и охлажденную смесь непосредственно перед фрезерованием. Тогда же вносят ароматические и некоторые вкусовые вещества.
Составление смеси является длительной операцией, требующей больших затрат труда, в том числе и ручного. При поточном методе производства мороженого процесс составления смеси полностью механизирован. В этом случае все составные части смеси предварительно переводят в жидкое состояние, соблюдая необходимое содержание в них жира, СОМО и сахара. При помощи электронных весов отвешивают необходимое количество каждой жидкой части, направляют их в смесительные ванны, откуда после тщательного их перемешивания смесь идет на дальнейшую переработку.
Пастеризация смеси. Повышенное содержание сухих веществ в смеси увеличивает ее вязкость и оказывает защитное действие на микроорганизмы. В связи с этим установлены более строгие режимы тепловой обработки смеси. Длительная пастеризация смесей для мороженого происходит при температуре 68°С с выдержкой 30 минут, кратковременная - при 75°С с выдержкой 20 минут и высокотемпературная - при 85-90°С с выдержкой 50 секунд. Перед пастеризацией смесь насосом подают на фильтр, где от нее отделяются механические примеси и не растворившиеся частицы компонентов. Профильтрованная смесь с температурой не менее 45°С поступает в пастеризатор.
Гомогенизация смеси. Гомогенизация смеси значительно улучшает качество мороженого и облегчает дальнейший процесс ее переработки. В гомогенизированной смеси резко увеличивается вязкость, в зависимости от ее жирности она возрастает в 5-15 раз. В связи с этим при созревании или хранении в смеси не происходит отстоя жира, что облегчает ее дальнейшую переработку. В процессе взбивания смесь с повышенной вязкостью и наличием большого количества мелких жировых шариков легче поглощает воздух, а при закаливании предотвращается образование крупных кристаллов льда. В результате из гомогенизированной смеси получается более пластичное мороженое, с нежной однородной структурой, с хорошо выраженным вкусом молочного жира, который к тому же легче усваивается организмом.
Температура гомогенизации смеси должна быть не ниже 63°С. Более низкие температуры гомогенизации вызывают в смеси образование скоплений жировых шариков. В процессе взбивания эти скопления жировых шариков разрушают воздушные пузырьки и ухудшают взбитость мороженого. В результате получается продукт более грубой консистенции и с ощутимыми крупинками жира. В связи с этим необходимо пастеризованную смесь сразу же направлять в гомогенизатор, не допуская снижения ее температуры.
Установлено, что давление при гомогенизации смесей мороженого находится в обратной зависимости от содержания в них жира. Учитывая это, смеси для молочного мороженого гомогенизируют при давлении 12,5-15 МПа, смеси для сливочного мороженого-при 10-12,5 МПа, смеси для пломбира - при 7,5- 9 МПа. Смеси для плодово-ягодного и ароматического мороженого гомогенизации не требуют.
Охлаждение и созревание смеси. Охлажденная до температуры 2-6°С смесь поступает в изолированные емкости для созревания и временного хранения. Цель охлаждения смеси мороженого заключается в подготовке ее к созреванию, а также в создании неблагоприятных условий для развития микроорганизмов во время ее хранения.
Созревание смеси мороженого проводится при пониженных температурах. В процессе созревания смеси происходит отвердевание примерно 50% молочного жира, вызванное кристаллизацией некоторых глицеридов. Белки молока и стабилизатор в процессе выдержки набухают, поглощая влагу, происходит адсорбция некоторых компонентов смеси на поверхности жировых шариков. В результате вязкость созревшей смеси возрастает, а количество находящейся в свободном состоянии воды уменьшается, что препятствует образованию крупных кристаллов льда в процессе замораживания смеси. Созревшая смесь во время фризерования более интенсивно поглощает и удерживает воздух, что улучшает ее взбитость и обеспечивает нежную структуру мороженого.
Продолжительность созревания зависит от гидрофильных свойств применяемого стабилизатора. При внесении в смесь желатина процесс созревания длится не менее 4 ч. Применение агара и агароида, обладающих большой гидрофильностью, исключает процесс созревания. При этом можно сразу же после охлаждения направлять смесь на фризерование. Если по каким-либо причинам охлажденную и созревшую смесь нельзя направить на дальнейшую переработку, ее можно хранить в изотермических емкостях при температуре 2-6°С в течение 24 ч.
Фризерование смеси. Эта операция является основной при производстве мороженого, в процессе которой смесь превращается в кремообразную, частично замороженную и увеличивающуюся в объеме массу. В охлажденной смеси от 1 / 3 до 1 / 2 части всей воды находится в свободном, несвязанном виде. В процессе фризерования именно эта вода замораживается, превращается в мелкие кристаллики льда. В зависимости от вида вырабатываемого мороженого и от температуры фризерования замораживается 29-67% всей свободной воды. Консистенция мороженого в значительной степени зависит также от размеров полученных кристалликов льда, которые не должны превышать 100 мкм. При правильном замораживании влаги продукт приобретает достаточно плотную кремообразную структуру, без ощутимых кристалликов льда.
При фризеровании происходит насыщение мороженого воздухом, который равномерно распределяется по всей массе в виде пузырьков диаметром не более 60 мкм. В результате насыщения воздухом объем замороженной смеси увеличивается в 1,5-2 раза.
Наиболее совершенным оборудованием для замораживания смеси являются фризеры непрерывного действия, в которых процесс происходит моментально и получаемый продукт имеет высокое качество.
Подача во фризер смеси, воздуха и выгрузка мороженого осуществляются принудительно, под давлением. Поэтому в замерзшей смеси, находящейся под давлением 0,5-0,8 МПа, пузырьки воздуха находятся в сжатом состоянии. При выходе из фризера, попадая в условия нормального давления, пузырьки воздуха увеличиваются в объеме, что, в свою очередь, увеличивает объем мороженого, то есть повышает его взбитость. Замороженная смесь выходит из фризера с температурой от минус 3 до минус 5°С и взбитостью, достигающей 100%.
Уменьшение взбитости мороженого резко снижает его качество, продукт приобретает плотную консистенцию с грубой структурой. При слишком высокой взбитости появляется снегообразная консистенция, что также снижает качество продукта. Для мороженого, вырабатываемого на молочной основе, взбитость рекомендуется 70-100%, для плодово-ягодных и ароматических видов - 35-40%. Определяют взбитость весовым или объемным методом.
Фасование и закаливание мороженого. Выходящее из фризера мороженое немедленно поступает на фасование. По виду упаковки промышленность выпускает мороженое весовое и фасованное. Весовое мороженое фасуют в крупную тару: гильзы или ящики из гофрированного картона вместимостью не более 10 кг. Заполненные мороженым гильзы плотно закрывают крышками, под которые помещают прокладки из пергамента, подпергамента или полиэтиленовой пленки. Каждая гильза снабжается маркировочной биркой и пломбируется. Ящики из гофрированного картона имеют полиэтиленовые вкладыши, которые после заполнения мороженым плотно закрывают при помощи термосварки или липкой ленты. Снаружи ящики оклеивают бумажной лентой и каждый из них маркируют.
Фасованное мороженое выпускают мелкими порциями, массой от 50 до 250 г, в форме однослойных и многослойных брикетов, цилиндров, прямоугольных параллелепипедов или усеченных конусов. Мороженое может быть с вафлями и без них, покрыто глазурью и без нее, упаковано в этикетку или пакетик, в виде эскимо, в бумажных или полистироловых стаканчиках, в коробочках из бумаги или фольги, в вафельных стаканчиках, рожках, трубочках и конусах. Фасованное мороженое выпускают также массой 0,5; 1 и 2 кг в коробках из картона, а также в виде тортов и кексов массой 0,25; 0,5; 1 и 2 кг.
Для придания мороженому большей прочности его подвергают закаливанию. Этот процесс более длительный, чем фризерование.
В процессе закаливания образуются новые кристаллики льда и происходит их срастание в жесткий кристаллизационный каркас. В результате мороженое приобретает плотную консистенцию и высокую прочность. В процессе закаливания общее количество замороженной свободной воды в мороженом доходит до 90%, а температура в толще порции хорошо закаленного мороженого находится в пределах от минус 10 до минус 18 0 С. В оставшемся небольшом количестве воды сильно возрастает концентрация сахара и солей; чтобы заморозить такие растворы, необходима температура от минус 50 до минус 55 0 С.
Мороженое закаливают в специальных закалочных камерах, морозильных аппаратах или эскимогенераторах. В закалочных камерах воздух охлаждается до минус 30°С в результате непосредственного испарения аммиака в батареях, расположенных, как правило, в виде стеллажей. Гильзы или картонные ящики с мороженым устанавливают на стеллажах, на некотором расстоянии друг от друга-для циркуляции холодного воздуха.
Продолжительность закаливания влияет на качество готовой продукции. При быстром замораживании воды в мороженом образуются мелкие кристаллики льда, и оно будет иметь более нежную консистенцию. Можно значительно сократить продолжительность закаливания мороженого, применив в камере принудительную циркуляцию воздуха. Если при естественной циркуляции воздуха в камере с температурой минус 22 С С закаливание мороженого в гильзах продолжается не менее 24 ч, то при усиленной циркуляции воздуха, скорость движения которого 3- 4 м/с, оно сокращается до 10-12 ч.
Морозильные аппараты представляют собой прямоугольные стальные хорошо изолированные камеры с бесконечным цепным транспортером, на котором укреплены люльки для мороженого. Внутри камеры расположены батареи испарителя, в которых происходит кипение аммиака, и температура воздуха в аппарате снижается до минус 30°С. Специальными вентиляторами воздух продувается через батареи, что ускоряет процесс закаливания. При движении транспортера внутри камеры мороженое обдувается холодным воздухом и закаливается за 35-45 мин.
Для производства эскимо имеются специальные поточные автоматизированные линии. В их состав входят эскимогенераторы карусельного типа, в которых происходит закаливание мороженого.
На современных предприятиях процессы фасования и закаливания мороженого полностью механизированы и выполняются на поточных линиях. В состав таких линий, как правило, входят фризер непрерывного действия, автомат-дозатор и морозильный аппарат, соединенные системой транспортеров. В зависимости от вида фасования в линии включаются заверточные автоматы. Применение поточных линий при выработке мороженого ликвидирует тяжелые и однообразные ручные операции, повышает производительность труда и качество продукта.
Упаковывание и хранение мороженого. Тара, применяемая для упаковывания, хранения и транспортирования мороженого, разделяется на потребительскую и транспортную. Потребительская тара является тарой одноразового пользования. К ней относятся этикетки и пакетики для завертывания мелкофасованного мороженого, а также бумажные стаканчики и коробочки, в которые помещают порции мороженого. Применяемый для тары материал должен быть совершенно безвреден для организма человека и не должен при длительном контакте придавать мороженому посторонние привкусы и запахи. Для лучшей сохранности продукта необходимо, чтобы он был водонепроницаемым и влагопрочным, жиронепроницаемым и жиростойким, имел низкую газо-, паро- и ароматопроницаемость и хорошую морозоустойчивость.
Этикетки и пакетики изготовляют из пергамина, подпергамента, целлофана лакированного, фольги кашированной и ламинированной бумаги. Стаканчики - из бумаги и картона с водостойким пищевым покрытием или из полистирола. Коробочки для мороженого вместимостью 0,25 кг делают из картона белого цвета с водостойким покрытием или из фольги кашированной.
В транспортной таре продукт поступает в торговую сеть. Мелкофасованное мороженое, коробки с пирожными и с крупнофасованным мороженым массой 0,5-2 кг укладывают в ящики из гофрированного картона. Можно применять ящики из коробочного картона. Для доставки мелкофасованного мороженого используют также изотермические контейнеры двухсменные, с изоляцией, вместимостью 20-25 кг.
Изотермические контейнеры и гильзы являются тарой многоразового пользования.
До отправки мороженого на предприятия общественного питания и в торговую сеть его хранят в камерах с температурой воздуха не выше минус 18 0 С и относительной влажностью 35-90%. В камере необходимо поддерживать строгий санитарный режим.
Дети больше любят шоколадное мороженое, а взрослые - сливочное и крем-брюле. Словом, рынок мороженого может стать перспективным. Но необходимо заново формировать потребности у россиян. технология производства мороженого 5.Состояние сырьевой базы К сожалению, плачевное состояние российского сельского хозяйства негативно сказалось на поголовье коров, объемах производства свежего молока и, как...
Однако, учитывая цель нашей работы, мы, в объеме какой нам позволяет формат работы, начертим контур этой программы более отчетливо. 2.4 Бюджетирование прибыли 2.4.1 Основные определения Бюджетирование – один из самых мощных инструментов финансового планирования. Бюджетирование это тип финансового планирования, результат этого процесса – бюджет компании. Бюджет представляет собой финансовую...
Для составления технологической карты необходимо изучить правила их составления по учебникуРадченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с.116-118.
Технологическую карту рекомендуется оформить на бланке установленного образца (см. приложение 1). Для составления используйте Сборник технологических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
4. Составьте план-меню для столовой общедоступной на 300 человек, если общая норма потребления блюд составляет 2,5; холодных закусок – 0,5, супов – 0,75, вторых – 1, сладких – 0,25, горячих напитков – 0,1л, холодных напитков – 0,05 л, кондитерских изделий – 0,3 шт
Перед составлением плана-меню необходимо провести расчеты.
Ø Определите количество блюд, реализуемых в течение дня на предприятии.
где n дн – количество блюд, выпускаемых предприятием за 1 день;
N дн – количество посетителей в данном предприятии за 1 день;
m – коэффициент (норма) потребления блюд
Ø Произведите разбивку блюд по ассортименту.
Расчет производится по формуле:
Полученные результаты сводим в таблицу:
Таблица 1.
Разбивка блюд по ассортименту:
Ø Рассчитайте количество горячих и холодных напитков, кондитерских изделий.
Расчет производится по формуле:
Количество горячих и холодных напитков необходимо рассчитать в порциях, учитывая, что из 1 л можно порционировать 5 стаканов.
Расчет сводим в таблицу 2.
Таблица 2.
Расчет количества напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий
Ø Составьте план-меню на бланке установленного образца (см. приложение 3).
При составлении плана-меню следует учитывать порядок написания блюд, ассортиментный минимум, оснащенность предприятия оборудованием, квалификацию работников.
В план-меню столовой включите холодные закуски- 5 наименований, супы- 3 наименования, вторые горячие блюда- 5 наименований, сладкие блюда- 4 наименования, горячие напитки-4 наименования, холодные напитки- 2 наименования, выпечные мучные изделия- 5 наименований.
Материал необходимо изучить по учебникуРадченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с. 105-106.
Вариант 9
Характеристика технологической документации, используемой в предприятиях общественного питания: технологические и технико-технологические карты
При характеристике технологических (ТК) и технико-технологических карт (ТТК) необходимо ответить на следующие вопросы:
ü на какую продукцию составляют ТК и ТТК, выявить общие и отличительные черты;
ü кто составляет;
ü кто утверждает;
ü сроки действия;
ü у кого хранятся.
Материал необходимо изучить по учебнику Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с.116-122.
Горячий цех:назначение, расположение, режим работы, взаимосвязь с другими помещениями, ассортимент продукции, порядок подбора и размещения оборудования, организация технологического процесса и рабочих мест. Организация и условия труда в цехе
При характеристике цеха необходимо указать назначение, расположение, режим работы, ассортимент выпускаемой продукции, подбор и размещение оборудования, организацию технологического процесса и рабочих мест, организацию и условия труда в цехе.
Материал необходимо изучить по учебнику Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с. 184-217.
мороженое сырьё пищевая ценность
Мягкое мороженое – продукт кремообразной консистенции, температурой -5°С – -7°С и взбитостью 40 – 60%. Это мороженое сразу готово после выхода из фризера. Оно не подвергается дальнейшему замораживанию и содержит 45 – 55% воды в замороженном состоянии. Консистенция его нежная, кремообразная. Такое мороженое по вкусовым достоинствам превосходит закаленное.
Мягкое мороженое вырабатывают на предприятиях общественного питания и торговли из специальных сухих смесей, содержащих все составные части мороженого в заданном соотношении. Разрешено использовать для этой цели и жидкие низкокалорийные смеси, которые изготавливают в цехах мороженого молочных заводов и хладокомбинатов и доставляют к местам изготвления мягкого мороженого охлаждаемым или изотермическим транспортом.
Для изготовления мягкого мороженого используют одно- и двухцилиндровые фризеры специальной конструкции.
Технологический процесс приготовления сухой смеси состоит из следующих операций: приемки и отбора молока, подогрева, очистки и охлаждения молока, получения сливок (или обезжиренного молока – при выработке сухих смесей для молочного мороженого) сепарированием части молока и их охлаждением; смешивания молока со сливками или обезжиренным молоком в заданном соотношении; пастеризация смеси; добавления водного раствора солей-стабилизаторов; сгущения смеси; внесения сахарного сиропа в смесь в конце сгущения; приготовления и внесения в сгущенную смесь желирующего картофельного крахмала и аскорбиновой кислоты (антиокислитель); гомогенизации сгущенной смеси; сушки; охлаждения сухой смеси и упаковки.
Мягкое мороженое должно иметь достаточную взбитость и хорошо сохранять форму. Вкус и запах его должны быть чистыми, явно выраженными, характерными для данного вида мороженого без посторонних привкусов и запахов. Консистенция однородная по всей массе; цвет однородный, характерный для данного вида мороженого.
Материалы по теме:
Расчет количества сырья и продуктов
Таблица 3.7 Продуктовая ведомость. Наименование сырья Количество сырья, кг Всего Горячий цех Холодный цех Мучной цех Рыба и морепродукты Икра зернистая 1,3 1,30 Икра паюсная 0,3 0,30 Семга 0,75 2,7 3,45 Осетр 19,83 5,43 25,26 Осетр балычн. 2,25 2,25 4,50 Осётр горячего копчения 1,6 1,60 Треска горя...
Мексиканская кухня
Мексиканская кухня славится своими кулинарными традициями во всем мире. Возможно, некоторые блюда вначале покажутся вам несколько острыми, но вы все равно оцените их вкус. Как правило, национальные блюда не обходятся без по крайней мере одного из трех типичных компонентов: тортильяс (кукурузные леп...
Канализация
Канализация представляет собой систему устройств и сооружений, предназначенных для приема, отведения, очистки и сброса в водоемы сточных канализационных и сливных вод. В систему канализации кафе входит внутренняя и дворовая сеть. После дворовой канализации сточные воды поступают в городскую канализ...
Предмет : Внеурочное занятие «Юный химик»
Класс : 4 класс
Тип урока : изучение нового материала
Технологическая карта
Тема
Углеводы как одни из главных составляющих мороженого
Цель
Изучить историю замораживания сладостей человеком, технологию производства мороженого на предприятиях, состав и виды мороженого
Формируемые УУД
Личностные : развитие мотивов учебной деятельности,
Регулятивные : целеполагание, планирование, контроль, оценка
Познавательные : умение строить высказывания, рефлексия деятельности
Коммуникативные : постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество
Основные понятия
Технология производства мороженого, белки, углеводы, глюкоза как представитель моносахаридов, красители, лимонная кислота, качественные реакции, функциональные группы
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Основные: компьютер, проектор, экран, презентация, наборы для сбора моделей молекул и для практической работы
Дополнительные: карточки-инструкции по выполнению практической работы, упаковки от мороженого, заготовки раскраски с рисунком рожка мороженого и карандаши цветные, карточки с фотографиями различных видов мороженого, буклеты в подарок в конце урока
Химическая посуда: 4 пробирки, фарфоровая чашка
Вещества: раствор спиртовой йода, пищевой соды, нитрата серебра и гидроксида натрия; фруктовый лед и пломбир; кусочек вафельного стаканчика
Химическое оборудование: универсальный индикатор, спиртовка, спички
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Материалы для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I . Самоопределе-ние к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем изучать наш курс «Химия вокруг нас»
Дети поприветствовали учителей, сели и внимательно слушают учителя.
Личностные : развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
II . Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Для определения темы урока отгадайте, пожалуйста, следующую загадку
Дети называют правильный ответ
Слайд 1
Личностные : умение управлять своей познавательной деятельностью
III . Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирова-ние темы урока
Как вы считаете, какие вопросы мы можем обсудить в данной теме?
Показывает слайд с планом урока
Ребята предлагают свои варианты
Слайд 2
Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные : умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами.
IV . «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с историческим аспектом темы; этапами производства мороженого; видами или сортами мороженого
Ребята, я прошу вас подумать, как давно человек придумал замораживать сладости? Какие продукты это были?
А на сегодняшний день как происходит производство вашего любимого лакомства, например, на нашем ДАКГОМЗ
(молочно-перерабатывающем заводе)?
Перед вами расположены фотографии различных сортов мороженого. Давайте попробуем объединить их в группы. Назовите их.
Какие сорта из них нравятся именно вам?
Давайте сравним между собой мороженое пломбир и фруктовый лед, используя для этого упаковки от них.
Какие еще вещества необходимы для создания нашего лакомства?
Учащиеся вместе с учителем раскрывают историю возникновения замороженных сладостей
Учащиеся вместе с учителем раскрывают этапы производства мороженого
Ученики раскладывают фотографии (работа в группах)
Записывают состав пломбира и фруктового льда, сравнивают, находят сходства и различия
Слайды 3
Слайд 4
Фотографии различных видов мороженого
Слайд 5
Упаковки от пломбира и фруктового льда
Слайд 6
Слайд 7
Познавательные : поиск информации с помощью предложенных ресурсов; установление причинно-следственных связей
V . Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания строения углеводов; понятий «функциональная группа» и «качественная реакция»
Практическая работа
Одним из неотъемлемых составных веществ мороженого является сахар – представитель углеводов. Соберите модель моносахарида – глюкозы.
На модели мы увидели состав молекулы глюкозы. Она содержит функциональные группы, которые имеют свои особенности, свои качественные реакции на определенные реактивы. Давайте с помощью практической работы познакомимся с качественными реакциями на углеводы и белки коровьего молока, проверим как ведут себя красители под действием нагревания.
Опыт 1.Влияние температуры на красители фруктового льда
Опыт 2. Обнаружение лимонной кислоты () во фруктовом льду
Опыт 3. Обнаружение углеводов в молочном мороженом
Опыт 4. Обнаружение белков коровьего молока
Опыт 5. Обнаружение углеводов в вафельном стаканчике
Ребята, выполнив нашу практическую работу, скажите в чем различия и сходства пломбира и фруктового льда?
Ребята, используя конструктор для моделирования молекул и слайд, собирают модель глюкозы
Дети выполняют практическую работу, использую карточки и слайд
Выполняют работу и приходят к выводу о стойкости красителя.
Выполняют работу и делают выводы о наличие лимонной кислоты во фруктовом льде и его отсутствии в пломбире.
Выполняют работу, наблюдают синее окрашивание и делают вывод о наличие углеводов в пломбире и отсутствие углеводов во фруктовом льду.
Выполняют работу, наблюдают ярко-фиолетовое окрашивание в пломбире и делают вывод о наличие в нем белка (биуретовая реакция)
Выполняют работу, наблюдают синее окрашивание на вафельном стаканчике и делают вывод о наличие в нем углеводов, а именно крахмала.
Дети называют наличие лимонной кислоты и отсутствие молочного белка во фруктовом льду?
Слайд 8
Конструктор
Слайд 9
Набор для практической работы,
карточка с инструкциями для практической работы
Углеводы, моносахариды
Строение молекулы глюкозы
Качественные реакции на углеводы, белки.
Функциональ-ные группы
Познавательные : поиск информации с помощью предложенных ресурсов
Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с партнерами
VI . Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Обобщая всё, что мы узнали сегодня, попробуем обсудить несколько существующих мифов о мороженом
Подводя итоги нашего сегодняшнего занятия, давайте попробуем разработать рекомендации о том, как правильно выбрать мороженое и употреблять его без вреда для здоровья
Дети высказывают своё мнение о мифах и аргументируют его на основе полученных знаний
Слайд 11
Слайд 12
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
VII . Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
В заключение нашего урока прошу вас раскрасить рисунок стаканчика в те цвета, которые характеризуют ваше мнение о нашей сегодняшней встрече.
На память о занятии примите наши буклеты!
Спасибо за работу! Молодцы!
Раскрашивают рисунок и прикрепляют его на доску
Рисунок рожка мороженого и карандаши цветные
Буклеты
Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владения основами самоанализа и самооценки
Технологическая карта № Мороженое с шоколадом, порция (Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для
предприятий общественного питания. Приказ Министерства торговли от 06.07.99 №484)
ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ
Продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для приготовления Мороженое с шоколадом, порция, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, декларацию о соответствии, качественное удостоверение и пр.).
Мороженое – однородного цвета по всей массе, консистенция нежная, однородная, без ощутимых кристаллов льда, достаточно плотная, вкус и запах чистые, ярко выраженные для данного вида мороженого.
Шоколад – продукт переработки бобов какао с сахаром; поверхность гладкая, твердая, без сероватого налета, на изломе матовая.
Сливки 36% – однороднная консистенция, без сбившихся крупинок жира и хлопьев белка, цвет белый с желтоватым оттенком, вкус сладковатый, без постороних привкуса и запаха.
РЕЦЕПТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Мороженное порционируют при помощи ложки-шарика. Сливки взбивают миксером до образовния плотной эмульсии. Перекладывают массу в кондитерский мешок.
Шоколад натирают на крупную терку.
На шарике мороженого (3 шт.) отсаживают из кондитерского мешка взбитые сливки, посыпают тертым шоколадом.
Характеристика готового блюда или кулинарного изделия
Внешний вид Мороженое сформованное в виде шариков, оформлено взбитыми сливками и шоколадом.
Консистенция Консистенция мороженого – пластичная, пышная. Сливки взбитые в мелкопузырьковую эмульсию, без сбившихся крупинок жира и хлопьев белка. Шоколад измельчен в стружку.
Запах и вкус Приятные, выраженные нежный аромат и привкус шоколада, сливок и мороженого.
Норма микробиологических показателей для данного блюда (изделия)
Норма физико-химических показателей для данного блюда (изделия)