Проектирование технологической схемы приготовления мороженого. Технологическая карта Технико технологическая карта на тему сливочное мороженое

2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА МОРОЖЕНОГО

2.2.1 Технологический процесс производства закаленного мороженого

Несмотря на значительное разнообразие в ассортименте, про­изводство мороженого с некоторыми изменениями осуществля­ется по общей технологической схеме и состоит из следующих операций: приемка сырья, подготовка сырья, составление смеси, пастеризация смеси, гомогенизация смеси, охлаждение и созре­вание смеси, фризерование смеси, фасование и закаливание мо­роженого, упаковывание и хранение мороженого.

Схема технологической линии производства мороженого при­ведена на рис 1.

Рисунок 1 Схема технологической линии производства мороженого

1 - ванна для приготовления смеси; 2 - насос; 3 - фильтр; 4 - уравнительный бак; 5 - пластинчатая пастеризационно-охладительная установка; 6 - гомогенизатор; 7 - емкость для смеси; 8 - фризер; 9 - автомат для фасования мороженого в вафельные стаканчи­ки; 10 - морозильный аппарат; 11 - автомат для завертки мороженого

Приемка сырья. Все сырье, необходимое для выработки мо­роженого, хранится в камерах, в которых поддерживаются со­ответствующие для каждой группы продуктов температура и влажность воздуха. Молоко цельное, обезжиренное, сливки, пах­та и сыворотка до переработки находятся в охлажденном виде в емкостях для хранения молока.

Необходимое количество сырья для составления смеси опре­деляют по соответствующим рецептурам. Однако в ряде случа­ев, когда нет полного набора сырья или сырье имеет иной состав, чем в рецептурах, необходимо провести перерасчеты на имеющееся сырье.

Все рассчитанные компоненты смеси взвешивают и отмери­вают в необходимых количествах, для чего крупные фабрики мо­роженого оснащены электронными тензометрическими взвешивающими системами или механическими машинами для взвеши­вания.

Подготовка сырья. Перед составлением смеси все ее компо­ненты должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого жидкое сырье (молоко цельное, обезжиренное, слив­ки и др.) фильтруют для того, чтобы очистить его от возможных механических примесей. Все сыпучие виды сырья (сахар, какао-порошок, мука и др.) просеивают через сито с ячейками не бо­лее 2 миллиметров. Сухие молочные продукты в случае необходимости дробят, растирают и просеивают через такое же сито.

Сухое молоко для лучшего растворения тщательно переме­шивают с сахарным песком из расчета 2:1 и растворяют в не­большом количестве теплого молока до получения однородной массы. Молоко сгущенное цельное и обезжиренное очищают от частиц древесины, попавших при вскрытии тары. Сгущенные молочные продукты можно вносить в смесь без предварительного их растворения.

Поверхность сливочного масла освобождают от пергамента, зачищают, разрезают при помощи маслорезок на небольшие кус­ки и расплавляют их на змеевиковых плавителях.

При использовании куриных яиц вначале проверяют их све­жесть, затем яйца моют в проточной воде, дезинфицируют 2% раствором хлорной извести и ополаскивают чистой водой. Освобожденные от скорлупы яйца, не более двух штук, поме­щают в небольшую посуду. Только после повторной проверки свежести их переливают в емкость, в которой полученную яич­ную массу, лучше с добавлением сахарного песка, перемешива­ют мутовкой до получения однородной консистенции.

Подготовку плодов, ягод, овощей и бахчевых культур начи­нают с их сортировки, отделяя при этом недоброкачественное сырье. Затем у плодов удаляют плодоножки, у ягод - чашелис­тики, у овощей и бахчевых - остатки стеблей и др. Сырье тща­тельно моют. Плоды с толстой кожицей бланшируют, из плодов удаляют имеющиеся косточки, овощи и бахчевые очищают, ос­вобождают от семян и разрезают на кусочки. После этого пло­ды, ягоды, нарезанные кусочками овощи, протирают или дробят до получения однородной нежной массы в виде пюре с соком.

Соответствующим образом подготавливают и стабилизаторы. Желатин выдерживают для набухания в холодной воде не менее 30 мин. Количество воды определяют из расчета получения 10%-ного раствора желатина. После набухания желатин нагре­вают до 55-65°С для полного его растворения и перед внесени­ем в смесь фильтруют через два слоя марли. Агар и агороид приготавливают в виде 10%-ных растворов. Вначале их промы­вают холодной водой, затем нагревают для полного растворения до температуры 90-95 С С, фильтруют и вносят в смесь. Альгинат натрия можно вносить в смесь в сухом виде или в виде 5%-ного водного раствора, нагрев его до 70°С. Казеинат натрия и моди­фицированный желирующий крахмал вносят в смесь при темпе­ратуре 35-40°С в сухом виде. Для лучшего распределения их предварительно смешивают с одним из сухих компонентов.

Из метилцеллюлозы готовят 1%-ный прозрачный раствор, кото­рый имеет киселеобразную консистенцию. Для этого ее заливают горячей водой или молоком, нагревают и выдерживают в течение 5 мин при температуре 95°С. Затем раствор охлаждают до тем­пературы 6°С и фильтруют. Приготовление раствора идет при непрерывном перемешивании. Пектин яблочный и свекловичный заливают холодной водой в соотношении 1:20 и при постоянном помешивании нагревают до полного его растворения. Картофель­ный или кукурузный крахмал и муку используют в виде клейсте­ра. Для этого сначала их смешивают с небольшим количеством холодной воды, затем при постоянном перемешивании заварива­ют кипятком. Для приготовления раствора стабилизаторов воду или молоко используют из общего количества, предусмотренного рецептурой. Вкусовые и ароматические наполнители (ванилин, какао-порошок, кофе, цукаты и др.) подготавливают тоже.

Составление смеси. Процесс происходит в ваннах, имеющих тепловую рубашку и мешалку. Как правило, для этого исполь­зуются сыродельные ванны. Для более полного и быстрого растворения и равномерного распределения компонентов смесь со­ставляют в определенной последовательности. Первыми в смеси­тельную ванну вносят жидкие продукты (воду, молоко, сливки и др.), подогревая их до температуры 35-45°С. При постоянном перемешивании в ванну вносят сначала сгущенные продукты и расплавленное сливочное масло, а затем сухие и яичные продук­ты. В последнюю очередь, перед пастеризацией, вносят стабили­заторы. При употреблении метилцеллюлозы ее добавляют в уже готовую и охлажденную смесь непосредственно перед фрезерованием. Тогда же вносят ароматические и некоторые вкусовые вещества.

Составление смеси является длительной операцией, требую­щей больших затрат труда, в том числе и ручного. При поточ­ном методе производства мороженого процесс составления сме­си полностью механизирован. В этом случае все составные час­ти смеси предварительно переводят в жидкое состояние, соблюдая необходимое содержание в них жира, СОМО и саха­ра. При помощи электронных весов отвешивают необходимое количество каждой жидкой части, направляют их в смеситель­ные ванны, откуда после тщательного их перемешивания смесь идет на дальнейшую переработку.

Пастеризация смеси. Повышенное содержание сухих веществ в смеси увеличивает ее вязкость и оказывает защитное действие на микроорганизмы. В связи с этим установлены более строгие режимы тепловой обработки смеси. Длительная пастеризация смесей для мороженого происходит при температуре 68°С с вы­держкой 30 минут, кратковременная - при 75°С с выдержкой 20 минут и высокотемпературная - при 85-90°С с выдержкой 50 секунд. Перед пастеризацией смесь насосом подают на фильтр, где от нее отделяются механические примеси и не растворившиеся частицы компонентов. Профильтрованная смесь с температурой не менее 45°С поступает в пастеризатор.

Гомогенизация смеси. Гомогенизация смеси значительно улуч­шает качество мороженого и облегчает дальнейший процесс ее переработки. В гомогенизированной смеси резко увеличивается вязкость, в зависимости от ее жирности она возрастает в 5-15 раз. В связи с этим при созревании или хранении в смеси не происходит отстоя жира, что облегчает ее дальнейшую перера­ботку. В процессе взбивания смесь с повышенной вязкостью и наличием большого количества мелких жировых шариков легче поглощает воздух, а при закаливании предотвращается образо­вание крупных кристаллов льда. В результате из гомогенизиро­ванной смеси получается более пластичное мороженое, с нежной однородной структурой, с хорошо выраженным вкусом молочно­го жира, который к тому же легче усваивается организмом.

Температура гомогенизации смеси должна быть не ниже 63°С. Более низкие температуры гомогенизации вызывают в сме­си образование скоплений жировых шариков. В процессе взби­вания эти скопления жировых шариков разрушают воздушные пузырьки и ухудшают взбитость мороженого. В результате по­лучается продукт более грубой консистенции и с ощутимыми крупинками жира. В связи с этим необходимо пастеризованную смесь сразу же направлять в гомогенизатор, не допуская сниже­ния ее температуры.

Установлено, что давление при гомогенизации смесей моро­женого находится в обратной зависимости от содержания в них жира. Учитывая это, смеси для молочного мороженого гомоге­низируют при давлении 12,5-15 МПа, смеси для сливочного мороженого-при 10-12,5 МПа, смеси для пломбира - при 7,5- 9 МПа. Смеси для плодово-ягодного и ароматического мороже­ного гомогенизации не требуют.

Охлаждение и созревание смеси. Охлажденная до температу­ры 2-6°С смесь поступает в изолированные емкости для созре­вания и временного хранения. Цель охлаждения смеси мороже­ного заключается в подготовке ее к созреванию, а также в создании неблагоприятных условий для развития микроорганизмов во время ее хранения.

Созревание смеси мороженого проводится при пониженных температурах. В процессе созревания смеси происходит отвер­девание примерно 50% молочного жира, вызванное кристалли­зацией некоторых глицеридов. Белки молока и стабилизатор в процессе выдержки набухают, поглощая влагу, происходит ад­сорбция некоторых компонентов смеси на поверхности жировых шариков. В результате вязкость созревшей смеси возрастает, а количество находящейся в свободном состоянии воды уменьша­ется, что препятствует образованию крупных кристаллов льда в процессе замораживания смеси. Созревшая смесь во время фризерования более интенсивно поглощает и удерживает воздух, что улучшает ее взбитость и обеспечивает нежную структуру мороженого.

Продолжительность созревания зависит от гидрофильных свойств применяемого стабилизатора. При внесении в смесь же­латина процесс созревания длится не менее 4 ч. Применение агара и агароида, обладающих большой гидрофильностью, ис­ключает процесс созревания. При этом можно сразу же после охлаждения направлять смесь на фризерование. Если по каким-либо причинам охлажденную и созревшую смесь нельзя напра­вить на дальнейшую переработку, ее можно хранить в изотер­мических емкостях при температуре 2-6°С в течение 24 ч.

Фризерование смеси. Эта операция является основной при производстве мороженого, в процессе которой смесь превраща­ется в кремообразную, частично замороженную и увеличиваю­щуюся в объеме массу. В охлажденной смеси от 1 / 3 до 1 / 2 части всей воды находится в свободном, несвязанном виде. В процес­се фризерования именно эта вода замораживается, превраща­ется в мелкие кристаллики льда. В зависимости от вида вырабатываемого мороженого и от температуры фризерования замо­раживается 29-67% всей свободной воды. Консистенция мороженого в значительной степени зависит также от размеров полученных кристалликов льда, которые не должны превышать 100 мкм. При правильном замораживании влаги продукт приоб­ретает достаточно плотную кремообразную структуру, без ощу­тимых кристалликов льда.

При фризеровании происходит насыщение мороженого воз­духом, который равномерно распределяется по всей массе в ви­де пузырьков диаметром не более 60 мкм. В результате насы­щения воздухом объем замороженной смеси увеличивается в 1,5-2 раза.

Наиболее совершенным оборудованием для замораживания смеси являются фризеры непрерывного действия, в которых про­цесс происходит моментально и получаемый продукт имеет вы­сокое качество.

Подача во фризер смеси, воздуха и вы­грузка мороженого осуществляются принудительно, под давле­нием. Поэтому в замерзшей смеси, находящейся под давлением 0,5-0,8 МПа, пузырьки воздуха находятся в сжатом состоянии. При выходе из фризера, попадая в условия нормального давле­ния, пузырьки воздуха увеличиваются в объеме, что, в свою оче­редь, увеличивает объем мороженого, то есть повышает его взби­тость. Замороженная смесь выходит из фризера с температурой от минус 3 до минус 5°С и взбитостью, достигающей 100%.

Уменьшение взбитости мороженого резко снижает его каче­ство, продукт приобретает плотную консистенцию с грубой структурой. При слишком высокой взбитости появляется снего­образная консистенция, что также снижает качество продукта. Для мороженого, вырабатываемого на молочной основе, взбитость рекомендуется 70-100%, для плодово-ягодных и арома­тических видов - 35-40%. Определяют взбитость весовым или объемным методом.

Фасование и закаливание мороженого. Выходящее из фризе­ра мороженое немедленно поступает на фасование. По виду упа­ковки промышленность выпускает мороженое весовое и фасо­ванное. Весовое мороженое фасуют в крупную тару: гильзы или ящики из гофрированного картона вместимостью не более 10 кг. Заполненные мороженым гильзы плотно закрывают крышками, под которые помещают прокладки из пергамента, подпергамента или полиэтиленовой пленки. Каждая гильза снабжается маркировочной биркой и пломбируется. Ящики из гофрированного картона имеют полиэтиленовые вкладыши, ко­торые после заполнения мороженым плотно закрывают при по­мощи термосварки или липкой ленты. Снаружи ящики оклеива­ют бумажной лентой и каждый из них маркируют.

Фасованное мороженое выпускают мелкими порциями, мас­сой от 50 до 250 г, в форме однослойных и многослойных брике­тов, цилиндров, прямоугольных параллелепипедов или усечен­ных конусов. Мороженое может быть с вафлями и без них, покрыто глазурью и без нее, упаковано в этикетку или пакетик, в виде эскимо, в бумажных или полистироловых стаканчиках, в коробочках из бумаги или фольги, в вафельных стаканчиках, рожках, трубочках и конусах. Фасованное мороженое выпускают также массой 0,5; 1 и 2 кг в коробках из картона, а также в виде тортов и кексов массой 0,25; 0,5; 1 и 2 кг.

Для придания мороженому большей прочности его подверга­ют закаливанию. Этот процесс более длительный, чем фризерование.

В процессе закаливания образуются новые кристаллики льда и происходит их срастание в жесткий кристаллизационный каркас. В результате мороженое приобретает плотную консистенцию и высокую прочность. В процессе закаливания общее ко­личество замороженной свободной воды в мороженом доходит до 90%, а температура в толще порции хорошо закаленного мо­роженого находится в пределах от минус 10 до минус 18 0 С. В оставшемся небольшом количестве воды сильно возрастает концентрация сахара и солей; чтобы заморозить такие раство­ры, необходима температура от минус 50 до минус 55 0 С.

Мороженое закаливают в специальных закалочных камерах, морозильных аппаратах или эскимогенераторах. В закалочных камерах воздух охлаждается до минус 30°С в результате непосредственного испарения аммиака в батареях, расположенных, как правило, в виде стеллажей. Гильзы или картонные ящики с мороженым устанавливают на стеллажах, на некотором расстоянии друг от друга-для циркуляции холодного воздуха.

Продолжительность закаливания влияет на качество готовой продукции. При быстром замораживании воды в мороженом об­разуются мелкие кристаллики льда, и оно будет иметь более нежную консистенцию. Можно значительно сократить продол­жительность закаливания мороженого, применив в камере при­нудительную циркуляцию воздуха. Если при естественной цир­куляции воздуха в камере с температурой минус 22 С С закали­вание мороженого в гильзах продолжается не менее 24 ч, то при усиленной циркуляции воздуха, скорость движения которого 3- 4 м/с, оно сокращается до 10-12 ч.

Морозильные аппараты представляют собой прямоугольные стальные хорошо изолированные камеры с бесконечным цепным транспортером, на котором укреплены люльки для мороженого. Внутри камеры расположены батареи испарителя, в которых происходит кипение аммиака, и температура воздуха в аппарате снижается до минус 30°С. Специальными вентиляторами воздух продувается через батареи, что ускоряет процесс закаливания. При движении транспортера внутри камеры мороженое обдува­ется холодным воздухом и закаливается за 35-45 мин.

Для производства эскимо имеются специальные поточные автоматизированные линии. В их состав входят эскимогенераторы карусельного типа, в которых происходит закаливание мороженого.

На современных предприятиях процессы фасования и зака­ливания мороженого полностью механизированы и выполняют­ся на поточных линиях. В состав таких линий, как правило, вхо­дят фризер непрерывного действия, автомат-дозатор и моро­зильный аппарат, соединенные системой транспортеров. В зависимости от вида фасования в линии включаются завер­точные автоматы. Применение поточных линий при выработке мороженого ликвидирует тяжелые и однообразные ручные опе­рации, повышает производительность труда и качество про­дукта.

Упаковывание и хранение мороженого. Тара, применяемая для упаковывания, хранения и транспортирования мороженого, разделяется на потребительскую и транспортную. Потребительская тара является тарой одноразового пользования. К ней от­носятся этикетки и пакетики для завертывания мелкофасован­ного мороженого, а также бумажные стаканчики и коробочки, в которые помещают порции мороженого. Применяемый для та­ры материал должен быть совершенно безвреден для организма человека и не должен при длительном контакте придавать моро­женому посторонние привкусы и запахи. Для лучшей сохранно­сти продукта необходимо, чтобы он был водонепроницаемым и влагопрочным, жиронепроницаемым и жиростойким, имел низ­кую газо-, паро- и ароматопроницаемость и хорошую морозоустойчивость.

Этикетки и пакетики изготовляют из пергамина, подпергамента, целлофана лакированного, фольги кашированной и ламинированной бумаги. Стаканчики - из бу­маги и картона с водостойким пищевым покрытием или из поли­стирола. Коробочки для мороженого вместимостью 0,25 кг де­лают из картона белого цвета с водостойким покрытием или из фольги кашированной.

В транспортной таре продукт поступает в торговую сеть. Мелкофасованное мороженое, коробки с пирожными и с крупно­фасованным мороженым массой 0,5-2 кг укладывают в ящики из гофрированного картона. Можно применять ящики из коро­бочного картона. Для доставки мелкофасованного мороженого используют также изотермические контейнеры двухсменные, с изоляцией, вместимостью 20-25 кг.

Изотермические контейнеры и гильзы являются тарой много­разового пользования.

До отправки мороженого на предприятия общественного пи­тания и в торговую сеть его хранят в камерах с температурой воздуха не выше минус 18 0 С и относительной влажностью 35-90%. В камере необходимо поддерживать строгий санитарный режим.


Дети больше любят шоколадное мороженое, а взрослые - сливочное и крем-брюле. Словом, рынок мороженого может стать перспективным. Но необходимо заново формировать потребности у россиян. технология производства мороженого 5.Состояние сырьевой базы К сожалению, плачевное состояние российского сельского хозяйства негативно сказалось на поголовье коров, объемах производства свежего молока и, как...

Однако, учитывая цель нашей работы, мы, в объеме какой нам позволяет формат работы, начертим контур этой программы более отчетливо. 2.4 Бюджетирование прибыли 2.4.1 Основные определения Бюджетирование – один из самых мощных инструментов финансового планирования. Бюджетирование это тип финансового планирования, результат этого процесса – бюджет компании. Бюджет представляет собой финансовую...

Для составления технологической карты необходимо изучить правила их составления по учебникуРадченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с.116-118.

Технологическую карту рекомендуется оформить на бланке установленного образца (см. приложение 1). Для составления используйте Сборник технологических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

4. Составьте план-меню для столовой общедоступной на 300 человек, если общая норма потребления блюд составляет 2,5; холодных закусок – 0,5, супов – 0,75, вторых – 1, сладких – 0,25, горячих напитков – 0,1л, холодных напитков – 0,05 л, кондитерских изделий – 0,3 шт

Перед составлением плана-меню необходимо провести расчеты.

Ø Определите количество блюд, реализуемых в течение дня на предприятии.

где n дн – количество блюд, выпускаемых предприятием за 1 день;

N дн – количество посетителей в данном предприятии за 1 день;

m – коэффициент (норма) потребления блюд

Ø Произведите разбивку блюд по ассортименту.

Расчет производится по формуле:

Полученные результаты сводим в таблицу:

Таблица 1.

Разбивка блюд по ассортименту:

Ø Рассчитайте количество горячих и холодных напитков, кондитерских изделий.

Расчет производится по формуле:

Количество горячих и холодных напитков необходимо рассчитать в порциях, учитывая, что из 1 л можно порционировать 5 стаканов.

Расчет сводим в таблицу 2.

Таблица 2.

Расчет количества напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий

Ø Составьте план-меню на бланке установленного образца (см. приложение 3).

При составлении плана-меню следует учитывать порядок написания блюд, ассортиментный минимум, оснащенность предприятия оборудованием, квалификацию работников.

В план-меню столовой включите холодные закуски- 5 наименований, супы- 3 наименования, вторые горячие блюда- 5 наименований, сладкие блюда- 4 наименования, горячие напитки-4 наименования, холодные напитки- 2 наименования, выпечные мучные изделия- 5 наименований.

Материал необходимо изучить по учебникуРадченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с. 105-106.

Вариант 9

Характеристика технологической документации, используемой в предприятиях общественного питания: технологические и технико-технологические карты

При характеристике технологических (ТК) и технико-технологических карт (ТТК) необходимо ответить на следующие вопросы:

ü на какую продукцию составляют ТК и ТТК, выявить общие и отличительные черты;

ü кто составляет;

ü кто утверждает;

ü сроки действия;

ü у кого хранятся.

Материал необходимо изучить по учебнику Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с.116-122.

Горячий цех:назначение, расположение, режим работы, взаимосвязь с другими помещениями, ассортимент продукции, порядок подбора и размещения оборудования, организация технологического процесса и рабочих мест. Организация и условия труда в цехе

При характеристике цеха необходимо указать назначение, расположение, режим работы, ассортимент выпускаемой продукции, подбор и размещение оборудования, организацию технологического процесса и рабочих мест, организацию и условия труда в цехе.

Материал необходимо изучить по учебнику Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Радченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-373 с.- ISBN 5-222-17745-7 с. 184-217.

мороженое сырьё пищевая ценность

Мягкое мороженое – продукт кремообразной консистенции, температурой -5°С – -7°С и взбитостью 40 – 60%. Это мороженое сразу готово после выхода из фризера. Оно не подвергается дальнейшему замораживанию и содержит 45 – 55% воды в замороженном состоянии. Консистенция его нежная, кремообразная. Такое мороженое по вкусовым достоинствам превосходит закаленное.

Мягкое мороженое вырабатывают на предприятиях общественного питания и торговли из специальных сухих смесей, содержащих все составные части мороженого в заданном соотношении. Разрешено использовать для этой цели и жидкие низкокалорийные смеси, которые изготавливают в цехах мороженого молочных заводов и хладокомбинатов и доставляют к местам изготвления мягкого мороженого охлаждаемым или изотермическим транспортом.

Для изготовления мягкого мороженого используют одно- и двухцилиндровые фризеры специальной конструкции.

Технологический процесс приготовления сухой смеси состоит из следующих операций: приемки и отбора молока, подогрева, очистки и охлаждения молока, получения сливок (или обезжиренного молока – при выработке сухих смесей для молочного мороженого) сепарированием части молока и их охлаждением; смешивания молока со сливками или обезжиренным молоком в заданном соотношении; пастеризация смеси; добавления водного раствора солей-стабилизаторов; сгущения смеси; внесения сахарного сиропа в смесь в конце сгущения; приготовления и внесения в сгущенную смесь желирующего картофельного крахмала и аскорбиновой кислоты (антиокислитель); гомогенизации сгущенной смеси; сушки; охлаждения сухой смеси и упаковки.

Мягкое мороженое должно иметь достаточную взбитость и хорошо сохранять форму. Вкус и запах его должны быть чистыми, явно выраженными, характерными для данного вида мороженого без посторонних привкусов и запахов. Консистенция однородная по всей массе; цвет однородный, характерный для данного вида мороженого.


Материалы по теме:

Расчет количества сырья и продуктов
Таблица 3.7 Продуктовая ведомость. Наименование сырья Количество сырья, кг Всего Горячий цех Холодный цех Мучной цех Рыба и морепродукты Икра зернистая 1,3 1,30 Икра паюсная 0,3 0,30 Семга 0,75 2,7 3,45 Осетр 19,83 5,43 25,26 Осетр балычн. 2,25 2,25 4,50 Осётр горячего копчения 1,6 1,60 Треска горя...

Мексиканская кухня
Мексиканская кухня славится своими кулинарными традициями во всем мире. Возможно, некоторые блюда вначале покажутся вам несколько острыми, но вы все равно оцените их вкус. Как правило, национальные блюда не обходятся без по крайней мере одного из трех типичных компонентов: тортильяс (кукурузные леп...

Канализация
Канализация представляет собой систему устройств и сооружений, предназначенных для приема, отведения, очистки и сброса в водоемы сточных канализационных и сливных вод. В систему канализации кафе входит внутренняя и дворовая сеть. После дворовой канализации сточные воды поступают в городскую канализ...

Предмет : Внеурочное занятие «Юный химик»

Класс : 4 класс

Тип урока : изучение нового материала

Технологическая карта

Тема

Углеводы как одни из главных составляющих мороженого

Цель

Изучить историю замораживания сладостей человеком, технологию производства мороженого на предприятиях, состав и виды мороженого

Формируемые УУД

Личностные : развитие мотивов учебной деятельности,

Регулятивные : целеполагание, планирование, контроль, оценка

Познавательные : умение строить высказывания, рефлексия деятельности

Коммуникативные : постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество

Основные понятия

Технология производства мороженого, белки, углеводы, глюкоза как представитель моносахаридов, красители, лимонная кислота, качественные реакции, функциональные группы

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Основные: компьютер, проектор, экран, презентация, наборы для сбора моделей молекул и для практической работы

Дополнительные: карточки-инструкции по выполнению практической работы, упаковки от мороженого, заготовки раскраски с рисунком рожка мороженого и карандаши цветные, карточки с фотографиями различных видов мороженого, буклеты в подарок в конце урока

Химическая посуда: 4 пробирки, фарфоровая чашка

Вещества: раствор спиртовой йода, пищевой соды, нитрата серебра и гидроксида натрия; фруктовый лед и пломбир; кусочек вафельного стаканчика

Химическое оборудование: универсальный индикатор, спиртовка, спички

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Материалы для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I . Самоопределе-ние к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем изучать наш курс «Химия вокруг нас»

Дети поприветствовали учителей, сели и внимательно слушают учителя.

Личностные : развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

II . Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Для определения темы урока отгадайте, пожалуйста, следующую загадку

Дети называют правильный ответ

Слайд 1

Личностные : умение управлять своей познавательной деятельностью

III . Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирова-ние темы урока

Как вы считаете, какие вопросы мы можем обсудить в данной теме?

Показывает слайд с планом урока

Ребята предлагают свои варианты

Слайд 2

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами.

IV . «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с историческим аспектом темы; этапами производства мороженого; видами или сортами мороженого

Ребята, я прошу вас подумать, как давно человек придумал замораживать сладости? Какие продукты это были?

А на сегодняшний день как происходит производство вашего любимого лакомства, например, на нашем ДАКГОМЗ

(молочно-перерабатывающем заводе)?

Перед вами расположены фотографии различных сортов мороженого. Давайте попробуем объединить их в группы. Назовите их.

Какие сорта из них нравятся именно вам?

Давайте сравним между собой мороженое пломбир и фруктовый лед, используя для этого упаковки от них.

Какие еще вещества необходимы для создания нашего лакомства?

Учащиеся вместе с учителем раскрывают историю возникновения замороженных сладостей

Учащиеся вместе с учителем раскрывают этапы производства мороженого

Ученики раскладывают фотографии (работа в группах)

Записывают состав пломбира и фруктового льда, сравнивают, находят сходства и различия

Слайды 3

Слайд 4

Фотографии различных видов мороженого

Слайд 5

Упаковки от пломбира и фруктового льда

Слайд 6

Слайд 7

Познавательные : поиск информации с помощью предложенных ресурсов; установление причинно-следственных связей

V . Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания строения углеводов; понятий «функциональная группа» и «качественная реакция»

Практическая работа

Одним из неотъемлемых составных веществ мороженого является сахар – представитель углеводов. Соберите модель моносахарида – глюкозы.

На модели мы увидели состав молекулы глюкозы. Она содержит функциональные группы, которые имеют свои особенности, свои качественные реакции на определенные реактивы. Давайте с помощью практической работы познакомимся с качественными реакциями на углеводы и белки коровьего молока, проверим как ведут себя красители под действием нагревания.

Опыт 1.Влияние температуры на красители фруктового льда

Опыт 2. Обнаружение лимонной кислоты () во фруктовом льду

Опыт 3. Обнаружение углеводов в молочном мороженом

Опыт 4. Обнаружение белков коровьего молока

Опыт 5. Обнаружение углеводов в вафельном стаканчике

Ребята, выполнив нашу практическую работу, скажите в чем различия и сходства пломбира и фруктового льда?

Ребята, используя конструктор для моделирования молекул и слайд, собирают модель глюкозы

Дети выполняют практическую работу, использую карточки и слайд

Выполняют работу и приходят к выводу о стойкости красителя.

Выполняют работу и делают выводы о наличие лимонной кислоты во фруктовом льде и его отсутствии в пломбире.

Выполняют работу, наблюдают синее окрашивание и делают вывод о наличие углеводов в пломбире и отсутствие углеводов во фруктовом льду.

Выполняют работу, наблюдают ярко-фиолетовое окрашивание в пломбире и делают вывод о наличие в нем белка (биуретовая реакция)

Выполняют работу, наблюдают синее окрашивание на вафельном стаканчике и делают вывод о наличие в нем углеводов, а именно крахмала.

Дети называют наличие лимонной кислоты и отсутствие молочного белка во фруктовом льду?

Слайд 8

Конструктор

Слайд 9

Набор для практической работы,

карточка с инструкциями для практической работы

Углеводы, моносахариды

Строение молекулы глюкозы

Качественные реакции на углеводы, белки.

Лимонная кислота

Функциональ-ные группы

Познавательные : поиск информации с помощью предложенных ресурсов

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с партнерами

VI . Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Обобщая всё, что мы узнали сегодня, попробуем обсудить несколько существующих мифов о мороженом

Подводя итоги нашего сегодняшнего занятия, давайте попробуем разработать рекомендации о том, как правильно выбрать мороженое и употреблять его без вреда для здоровья

Дети высказывают своё мнение о мифах и аргументируют его на основе полученных знаний

Слайд 11

Слайд 12

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

VII . Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

В заключение нашего урока прошу вас раскрасить рисунок стаканчика в те цвета, которые характеризуют ваше мнение о нашей сегодняшней встрече.

На память о занятии примите наши буклеты!

Спасибо за работу! Молодцы!

Раскрашивают рисунок и прикрепляют его на доску

Рисунок рожка мороженого и карандаши цветные

Буклеты

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владения основами самоанализа и самооценки

Мороженое с шоколадом, порция

Технологическая карта № Мороженое с шоколадом, порция (Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для
предприятий общественного питания. Приказ Министерства торговли от 06.07.99 №484)

ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ

Продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для приготовления Мороженое с шоколадом, порция, должны соответствовать требованиям действующих нормативных и технических документов, иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, декларацию о соответствии, качественное удостоверение и пр.).

Мороженое – однородного цвета по всей массе, консистенция нежная, однородная, без ощутимых кристаллов льда, достаточно плотная, вкус и запах чистые, ярко выраженные для данного вида мороженого.

Шоколад – продукт переработки бобов какао с сахаром; поверхность гладкая, твердая, без сероватого налета, на изломе матовая.

Сливки 36% – однороднная консистенция, без сбившихся крупинок жира и хлопьев белка, цвет белый с желтоватым оттенком, вкус сладковатый, без постороних привкуса и запаха.

РЕЦЕПТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Мороженное порционируют при помощи ложки-шарика. Сливки взбивают миксером до образовния плотной эмульсии. Перекладывают массу в кондитерский мешок.

Шоколад натирают на крупную терку.

На шарике мороженого (3 шт.) отсаживают из кондитерского мешка взбитые сливки, посыпают тертым шоколадом.

Характеристика готового блюда или кулинарного изделия

Внешний вид Мороженое сформованное в виде шариков, оформлено взбитыми сливками и шоколадом.

Консистенция Консистенция мороженого – пластичная, пышная. Сливки взбитые в мелкопузырьковую эмульсию, без сбившихся крупинок жира и хлопьев белка. Шоколад измельчен в стружку.

Запах и вкус Приятные, выраженные нежный аромат и привкус шоколада, сливок и мороженого.

Норма микробиологических показателей для данного блюда (изделия)

Норма физико-химических показателей для данного блюда (изделия)